Общество с ограниченной ответственностью «М.» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (далее - Отделение) от о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по статье 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель заявителя поддержал заявленные требования, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения.
Представитель Отделения возражал против удовлетворения заявленных требований, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Общество является организацией, осуществляющей деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами на основании лицензии ФСФР России на осуществление соответствующей деятельности.
Общество осуществляет доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом прямых инвестиций Фонд №1 и закрытым паевым инвестиционным фондом акций Фонд №2.
Согласно пункту 3 Положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию, утвержденного приказом ФСФР России (далее - Положение) правила определения стоимости активов акционерного инвестиционного фонда или активов паевого инвестиционного фонда и величины обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных активов (далее - Правила), устанавливаются в соответствии с настоящим Положением внутренним документом акционерного инвестиционного фонда или управляющей компании паевого инвестиционного фонда. В случае если стоимость чистых активов акционерного инвестиционного фонда определяется его управляющей компанией, она обязана соблюдать Правила, утвержденные уполномоченным органом акционерного инвестиционного фонда.
В соответствии с пунктом 6 Положения Правила утверждаются уполномоченным органом акционерного инвестиционного фонда или управляющей компании паевого инвестиционного фонда на очередной календарный год и согласовываются со специализированным депозитарием фонда не позднее чем за месяц до начала календарного года.
Правила и изменения в них представляются акционерным инвестиционным фондом или управляющей компанией паевого инвестиционного фонда в уведомительном порядке в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения уполномоченным органом акционерного инвестиционного фонда или управляющей компании паевого инвестиционного фонда и согласования со специализированным депозитарием фонда путем направления электронного документа с электронной цифровой подписью в установленном порядке либо путем направления заверенных в установленном порядке копии Правил и изменений в них на бумажном носителе. К изменениям в Правила прилагается письменное пояснение причин внесения этих изменений (пункт 8 Положения).
В соответствии с требованиями пунктов 6 и 8 Положения Общество обязано было в срок не позднее 07.12.2011 представить в ФСФР России заверенные в установленном порядке копии Правил на 2012 год в отношении Фонда №1 и Фонда №2. Однако указанные документы в ФСФР России не поступили.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении и вынесения уполномоченным должностным лицом Отделения постановления о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 КоАП РФ в виде 600000 руб. штрафа.
Постановление о назначении административного наказания оспорено Обществом в судебном порядке.
Статьей 19.7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Как пояснил в судебном заседании представитель Общества, копии Правил были направлены Обществом в адрес ФСФР России с соблюдением установленного срока заказным письмом №********* с описью вложения, что подтверждается почтовой квитанцией. Соответствие информации, указанной в описи вложения, фактическому вложению в письмо проверено почтовым работником.
Административный орган делает вывод о том, что обязанность по направлению копий Правил в ФСФР России не была исполнена Обществом, поскольку указанные документы в ФСФР России не поступили. Кроме того, опубликованные на официальном сайте Почты России сведения о почтовом отправлении №********* не соответствуют данным, указанным в почтовой квитанци.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 2 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ).
В данном случае направляя по почте копии Правил Общество действовало разумно и добросовестно, возможность направления заверенных в установленном порядке копий Правил на бумажном носителе предусмотрена Положением; неполучение ФСФР России указанных Правил не может являться обстоятельством, устанавливающим вину заявителя. Административный орган не принял мер по проверке доводов Общества о своевременном направлении почтовой корреспонденции.
Между тем Обществом представлено письмо начальника ОПС, согласно которому подтверждается факт направления почтового отправления №******** от имени Общества в адрес ФСФР России. Различие между информацией, размещенной на сайте ФГУП «Почта России» и в выданной почтовой квитанции вызвано техническим сбоем в работе системы отслеживания почтовых отправлений.
Таким образом, административным органом не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ.
Согласно статье 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе , вынесенное в отношении Общества.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Назад